Доклад к Всероссийской научно-методической конференции

К числу первоочередных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний относится обязательное обучение и проверка знаний требований охраны труда, проведение инструктажей по охране труда. Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает всех работников организации, в том числе ее руководителя, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития от 13 января 2003 года № 1/29.

Практика показывает, что значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. А сами работники зачастую не задумываются и не знают, какие именно вредные и (или) опасные производственные факторы их окружают. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее чем на 30%

В рамках действующего законодательства, порядок обучения по охране труда имеет несколько существенных недостатков:

  • В первую очередь отсутствует единый комплекс тестирования и проверки знаний требований охраны труда, что позволяет появляться на рынке обучения по охране труда большому количеству недобросовестных поставщиков проводящих обучение формально или непроводящие его совершенно.

Каждая организация самостоятельно в уровне определения «уровня проверки знаний требований охраны труда» — Предлагается утвердить ЕДИНЫЙ перечень вопросов и условий для проведения проверки знаний требований охраны труда.

  • Отсутствие разделения по группам обучающихся, а озвученный «новый порядок обучения по охране труда» предполагающий такую дифференциацию не содержит системы учёта уже пройденных этапов обучения.
  • Не предусмотрены многие нюансы современной организации бизнеса среди которых:
    • Требование о прохождении обучения по охране труда работодателей – зачастую работодатель бывает номинальным или в организациях с иностранными инвестициями не владеет русским языком.
    • Не предусмотрено совместительство, когда один и тот же человек в одной и той же должности работает в нескольких организациях
  • Отсутствие согласованности с действующим законодательством об образовании в Российской Федерации

Благодаря новым, большим штрафам за допуск работника без обучения по охране труда, за последний год количество обучаемых по этим направлениям удвоилось, а уровень заинтересованности в качественном обучении значительно вырос. При этом реализация обучающих мероприятий за счет сумм страховых взносов работодателей по-прежнему не получает широкого распространения, чему виной малая информированность заказчиков о возможности и порядке данной процедуры, так же ситуацию осложняет то, что не все учебные центры проводят обязательное согласование программ с комитетом по труду.

Учитывая необходимость обучения основам охраны труда с ранних лет введённые в курс «Основы безопасности жизнедеятельности» занятия по охране труда слишком малы, да и уровень их реализации часто страдает. В средних же и высших учебных заведениях зачастую вовсе отсутствуют. В результате этого специалисты и бакалавры, приступая к осуществлению профессиональной деятельности, оказываются не готовыми решать вопросы охраны труда на рабочих местах.

Ключевым аспектом обучения по охране труда является формирование у обучающихся устойчивой мотивации безопасного труда на основе предоставления возможностей достижения личных целей. Это требует перехода от модели обучения-информирования к обучению-воспитанию, убеждению.

В основе решения вышеуказанных проблем должны лежать коренные изменения законодательства влекущие за собой изменения в требованиях к порядку и содержанию обучения по охране труда, а так же контролю их исполнения.

Большую роль в преодолении барьеров на пути к высокому качеству обучения по охране труда призван сыграть руководитель учебной организации. Его поведение должно соответствовать таким инновационным параметрам, как предприимчивость, стремление поддержать инициативу творческих и талантливых работников, развивать у преподавателей мотивацию новаторов, способствовать внедрению новшеств в учебный процесс.

В основу современного обучения по охране труда должны лечь инновационные подходы к преподнесению материала, обеспечивающих вовлеченность слушателей в учебный процесс, позволяющие преодолеть психологические барьеры затрудняющих обучение руководителей, таких как властность, уверенность в собственной непогрешимости, беспокойство о своем авторитете, боязнь выглядеть некомпетентным в глазах окружающих, несоответствие собственного образа «солидного человека» традиционно понимаемой роли ученика.

Таким образом совершенствование обучения по охране труда должно носить комплексный и инновационный характер направленный как на совершенствование законодательства в целях:

  • Введения дифференцированного подхода к обучению по охране труда
  • Обеспечение единого подхода к оценке знаний
  • Организации учебных программ повышения квалификации преподавательского состава по охране труда

Так и на совершенствование подхода руководства ученбных центров в части:

  • Совершенствовании материально – технической базы
  • Внедрения инновационных подходов и форм обучения

И совместно разработка системы мотивации работодателей к соблюдению требований охраны труда.

--------------

Дата публикации 25.10.2016



Наши партнёры