Инструкции по охране труда при проведении уроков обслуживающего труда ( Инструкции по технике безопасности при работе с электрическим утюгом; при работе с тканью и материалами для кройки и шитья; при работе с ножницами; при работе с иглой; при работе на швейной машине с электрическим приводом; при работе на швейной машине с ручным приводом; при работе со спицами и крючком)

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая инструкция предназначена для проведения вводного инструктажа по охране труда при проведении практических работ и обязательна к исполнению всеми учащимися, занимающимися по программе обучения обслуживающего труда (технологии).
1.2. На первых уроках и в дальнейшем учащиеся проходят первичный инструктаж по охране труда, знакомятся с санитарно-гигиеническими нормами, требованиями к дисциплине и организации работы на уроке обслуживающего труда.
1.3. В течение учебного процесса проводится текущий инструктаж по технике безопасности при выполнении конкретных видов работ. С целью предупреждения травматизма при выполнении тех или иных работ учащиеся должны быть ознакомлены с безопасными способами работы.
1.4. При проведении практических занятий учащиеся должны находиться в спецодежде или в форме, обеспечивающей безопасные приёмы работы и исключающей травматизм.
2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ УРОКА
2.1. Перед началом урока учащиеся готовятся к уроку: одевают спецодежду или форму, получают необходимые материалы и инструменты, готовят рабочее место для выполнения работ. Подготовительный этап работ проводится под присмотром и контролем учителя (лаборанта).
2.2. В подготовительной части урока учащиеся получают знания о безопасной организации труда, о приёмах и безопасных методах работы.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКЕ
3.1. На уроках обслуживающего труда учащиеся выполняют программные виды работ.
3.2. На занятиях учащийся обязан:
не начинать выполнение задания на урок без разрешения учителя;
строго соблюдать требования Инструкции по техники безопасности и правила безопасной работы при выполнении различных работ, предусмотренных программой обучения;
3.3. С целью исключения чрезвычайной (аварийной) ситуации: пожара, поражения электрическим током, ожогов, отравлений и травм:
запрещается пользоваться неисправным инструментом и приборами;
утюг при глажении ставить на специальную подставку;
не оставлять без присмотра включенные в сеть электробытовые приборы и оборудование, используемые при приготовлении пищи и кулинарных изделий;
при обнаружении неисправности оборудования и поломке инструмента, а также при нанесении травмы немедленно сообщить об этом учителю;
самовольно не покидать рабочее место;
строго соблюдать дисциплину труда, правила и нормы поведения.
4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ УРОКА
4.1. После выполнения работы приемки её с разрешения учителя (лаборанта) выключить бытовые электроприборы, применяемые при выполнении работы, убрать инструмент и рабочее место.
4.2. После подведения итогов и получения оценки за работу записать домашнее задание и с разрешения учителя закончить урок.
5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
5.1. При возникновении аварийной ситуации в ходе выполнения работы: появлении дыма, искрении розетки при включенном электрооборудовании, возникновении пожара от включенного утюга и или иного нагревательного прибора, загорания электропроводки, травмы или поражении электрическим током и т.п., немедленно сообщить о случившемся учителю и администрации образовательного учреждения. В дальнейшем действовать согласно Инструкции, с учетом характера аварийной (чрезвычайной) ситуации.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ УТЮГОМ

1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с электрическим утюгом.
1.2. Работа с утюгом предусматривает использование электрического тока напряжением 220В и строгое соблюдение мер электробезопасности, исключающих поражение электрическим током.
1.3. К работе с электрическим утюгом допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы, прошедшие инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Опасные производственные факторы:
ожоги рук при касании нагретых металлических частей утюга или паром при обильном смачивании материала;
возникновение пожара при оставлении без присмотра, включенного в сеть утюга;
поражение электрическим током.
1.5. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями: диэлектрическим резиновым ковриком, специальной гладильной доской с несгораемой подставкой под утюг.
1.6. При работе с электрическим утюгом используется спецодежда: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Проверить исправность сетевого шнура, вилки и розетки.
2.2. Поместить шнур в специальный держатель (шнур не должен мешать глажению).
2.3. Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
2.4. Убедиться в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места для глажения.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Включать электрический утюг в сеть и выключать сухими руками. Не касаться мокрыми руками сетевого шнура и токоведущих частей утюга. Работать с утюгом, стоя на резиновом коврике.
3.2. Остерегаться одновременного прикасания руками к утюгу и трубам отопления и др. заземленной и токопроводящей арматуре.
3.3. Следить за правильным выбором режима работы утюга, в зависимости от материала. Узнать о режиме глажения можно по условным обозначениям.
3.4. При работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура.
3.5. Запрещается без присмотра оставлять включенный в сеть утюг. При глажении утюг ставить только на специальную подставку.
3.6. Во избежание ожогов рук не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой, чтобы избежать ожоги рук паром.
3.7. Следить за нормальной работой утюга. При перегреве утюга изменить режим работы или отключить от сети, дав возможность ему остыть.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Отключить электрический утюг от электросети. Не извлекать вилку из штепсельной розетки рывком за шнур. Это может привести к обрыву шнура и короткому замыканию в розетке, и как следствие, возгоранию электропроводки и возникновению пожара.
4.2. Не класть шнур с вилкой на горячий утюг, чтобы не повредить изоляцию провода. Не прикасаться руками к нагретым частям утюга.
4.3. После окончания работы привести рабочее место в порядок.
4.4. Снять спецодежду и вымыть руки.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. При возникновении неисправности в работе электрического утюга (появлении искрения, дыма, запаха подгорания изоляции сетевого шнура, вилки или розетки и т.д.), немедленно прекратить работу, отключить утюг и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. Отключить утюг от сети .
5.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшим, сообщить об этом администрации образовательного учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ И МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ КРОЙКИ И ШИТЬЯ

1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с тканью и материалами для кройки и шитья (далее по тексту: «тканью»).
1.2. К выполнения к работам с тканью допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие медицинский осмотр, изучившие правила безопасной работы и инструктаж по охране труда, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.3. Опасные производственные факторы:
уколы пальцев рук иголками и булавками при работе без напёрстка;
травмы рук при неаккуратном обращении с ножницами и при работе на швейной машине;
поражение электрическим током при работе на электрической швейной машине.
1.4. При выполнении работ с тканью используется специальная одежда для учащихся: индивидуальный хлопчатобумажный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (колпак или косынка).
1.5. При работе с тканью на швейной электрической машине соблюдать меры безопасности, исключающие травмы иглой и от движущихся частей машины, поражения электрическим током.
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Надеть спецодежду, волосы заправить под косынку или колпак.
2.2. Проверить отсутствие ржавых иголок и булавок.
2.3. Убедиться в наличии и исправности защитного заземления (зануления) корпуса электрической швейной машины, диэлектрического коврика на полу около машины.
2.4. Включить вытяжную вентиляцию (при наличии) и убедиться в её нормальном функционировании.
2.5. Проверить состояние ткани и пригодности её для выполнения работы.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Хранить иголки и булавки в определённом месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
3.2. Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
3.3. Шить иголками только с напёрстком.
3.4. Выкройки к ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
3.5. Ножницы хранить в определённом месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперёд.
3.6. Не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.
3.7. Не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой.
3.8. Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
3.9. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Отключить швейную машину от сети.
4.2. Проверить наличие рабочего инструмента и привести рабочее место в порядок.
4.4. Снять спецодежду тщательно вымыть руки с мылом.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. При неисправности в работе швейной машины, работу прекратить, отпустить педаль пуска швейной машины и сообщить об этом учителю. Работу продолжать после устранения неисправности.
5.2. В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.
5.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ
1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с ножницами.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или подставками.
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Подготовить рабочее место.
2.2. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
2.3. Хранить ножницы в определенном месте.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. При пользовании ножницами будьте предельно внимательны и дисциплинированы.
3.2. Передавая ножницы, держать их за сомкнутые лезвия.
3.3. Ножницы класть справа сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
3.4. При резании узкое лезвие ножниц должно быть внизу.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Соблюдая осторожность, сложите ножницы в рабочие коробки или специальную подставку.
4.2. Приведите в порядок рабочее место.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. При неисправности ножниц (зажим ткани, поломки лезвия, потери режущих свойств из-за разработки оси лезвий) прекратить работу и сообщить об этом учителю. Работу продолжать после замены инструмента.
5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С ИГЛОЙ

1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе с иглами и булавками.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками и подушечками для хранения иголок и булавок.
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Расположить коробку или подушечку для иголок и булавок в месте установленном
учителем.
2.2. Убедиться в отсутствии ржавых и гнутых иголок и булавок.
2.3. В случае обнаружения непригодных для работы иголок и булавок сдать их учителю.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Шить с наперстком.
3.2. Прикреплять выкройки к ткани острыми концами булавок от себя.
3.3. Не брать иголки и булавки в рот, не вкалывать в одежду.
3.4. Не оставлять иголки и булавки на рабочей поверхности стола
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Убрать все иголки и булавки в специальные коробки и подушечки.
4.2. Сдать коробки с иголками и булавками учителю или сложить в отведенные для этого места.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С РУЧНЫМ ПРИВОДОМ

1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе на швейной машине с ручным приводом.
1.2. Рабочее место должно быть оборудовано защитными приспособлениями, хорошо освещено.
1.3. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Убрать с платформы машины посторонние предметы, проверить прочно ли закреплена игла и лапка.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук.
3.2. При работе на машине не отвлекаться на посторонние дела, разговоры, быть предельно внимательным.
3.3. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы.
3.4. Остерегаться движущихся частей машины, особенно его рабочей части с иглой.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места.
4.2. Привести в порядок рабочее место.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ
НА ШВЕЙНОЙ МАШИНЕ С ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ

1. Общие положения
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках трудового обучения при работе на швейной машине с электрическим приводом.
1.2. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.3. Работа на швейной машине с электроприводом предусматривают использование электрического тока переменного напряжения 220 В и требует строгого соблюдения мер электробезопасности.
1.4. Рабочее место должно быть хорошо освещено и оснащено диэлектрическим резиновым ковриком.
1.5. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка).
2. Требования безопасности перед началом работ
2.1. Убрать с рабочего места и платформы машины посторонние предметы, неиспользуемые при работе, проверить прочно ли закреплена игла и лапка.
2.2. Проверить исправность сетевого кабеля, педали включения машины и плавность её хода (ход педали должен быть свободным, без заедания). Нога должна удобно и свободно лежать на педали.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Соблюдать правильную осанку, следить за правильным положением рук.
3.2. При работе на машине не отвлекаться на посторонние дела и разговоры
3.3. Не оставлять включенную машину без присмотра.
3.4. Не допускать перегрузки электродвигателя.
3.5. Не бросать на пол отработанные и поломанные иглы.
3.6. Заправку нитки, замену иглы осуществлять только при выключенном электродвигателе, сняв ногу с педали.
4. Требования безопасности по окончанию работ
4.1. Отключить пусковое устройство машины.
4.2. Убрать рабочие инструменты в специально отведенные места.
4.3. Привести в порядок рабочее место.
5. Требования безопасности в аварийной ситуации
5.1. Немедленно прекратить работу и сообщить учителю об аварийной ситуации.
5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ СО СПИЦАМИ И КРЮЧКОМ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Инструкция предназначена для учащихся на уроках обслуживающего труда при вязании на спицах и крючках.
1.2. К самостоятельной работе допускаются учащиеся, прошедшие медосмотр, изучившие правила безопасной работы, имеющие знания выполняемого вида работ, одетые в рабочую форму.
1.3. Рабочее место должно быть оборудовано специальными коробками или пеналами для хранения спиц и крючков.
1.4. Рабочая форма для учащихся: индивидуальный халат или фартук с нарукавниками и головной убор (берет или косынка)
1.5. Опасные факторы: уколы остриём спиц или крючком.
2. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Расположите коробку или пенал для спиц и крючков в месте, установленном учителем.
2.2. Убедитесь в отсутствии ржавых, гнутых спиц и крючков. В случае обнаружения сдать учителю.
3. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. Следить за соблюдением правильной осанки: сидеть, прижимаясь спиной к спинке стула.
3.2. Держать спицы на расстоянии не менее 30-45 см от глаз.
4. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ
4.1. Сдать коробки или пеналы со спицами (крючками) учителю или сложите в отведённое для этого место.
4.2. Привести в порядок рабочее место.
5. ТРЕБОВАНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
5.1. Немедленно прекратить работу и доложить учителю об аварийной ситуации.
5.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, вызвать медицинского работника, сообщить о случившемся администрации образовательного учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

--------------

Дата публикации 05.04.2015



Наши партнёры