Инструкция по охране труда для учителя обслуживающего труда.
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
1.1. К работе учителя обслуживающего труда (далее по тексту: «работник») допускается лицо, имеющее педагогическое или профессионально-техническое образование, подтвержденное документом установленной формы (дипломом), соответствующее тарифно-квалификационным требованиям по данному профилю образовательной деятельности.
1.2. При поступлении на работу в образовательное учреждение(далее по тексту: «ОУ») работник обязан пройти вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте, медицинский осмотр и, при последующей работе, медосмотры (диспансеризацию) в установленные сроки.
1.3. Работник должен знать Устав ОУ, Правила внутреннего трудового распорядка, обязанности по должностной инструкции, опасные факторы и инструкции по технике безопасности при проведении занятий.
1.4. При работе учителем труда соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленный режим труда и отдыха.
1.5. Учебный кабинет должен удовлетворять требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.4.2.1178-02.«Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях», а также положениям Требований по безопасности и охране труда к отдельным структурным подразделениям.
1.6. При проведении занятий возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:
нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности рабочих мест;
травмы при нарушении правил безопасной работы при выполнении кулинарных и ручных швейных работ и на швейных машинках;
воздействие повышенного уровня шума;
ожоги при глажении электроутюгом;
поражение электрическим током при нарушении правил ЭБ
1.7. Опасные факторы, оказывающие негативное воздействие на здоровье человека:
Комбинированное действие вредных веществ. Отклонение от нормированных предельно-допустимых среднесуточных концентраций вредных веществ в воздушной среде помещения, значений параметров микроклимата (температуры, влажности и скорости движения воздуха).
Негативные последствия от воздействия шума при превышении предельно-допустимых уровней шума.
Негативные последствия от воздействия на работника статических электрических и магнитных полей промышленной частоты. Последствия: отдалённое поражение центральной нервной системы, состава крови и состояние эндокринной системы, профессиональные заболевания и травмы.
Негативные последствия на организм человека комбинированного воздействия выше приведенных факторов.
1.8. Работник обязан знать и соблюдать Инструкцию по пожарной безопасности в ОУ, места расположения первичных средств пожаротушения (огнетушителей) и правила их применения, пути и направления эвакуации при пожаре, эвакуационные выходы из здания.
1.9. Кабинет должен быть оснащен аптечкой первой помощи и средствами индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД).
1.10. В учебном кабинете должен быть вывешен комнатный термометр для контроля температурного режима.
1.11. В процессе работы соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочие места.
1.12. Учитель труда (заведующий кабинетом) относится к электротехническому персоналу и должен иметь группу II по ЭБ.
1.13. При проведении занятий по труду учитель труда обязан:
обеспечить инструкциями по технике безопасности труда учащихся по всем видам ручной и механической материала и кулинарии;
проводить соответствующий инструктаж по безопасным приёмам работы;
обеспечить учащихся спецодеждой и средствами индивидуальной защиты;
контролировать порядок выполнения учебного задания и соблюдение правил безопасной работы;
содержать в исправном состоянии инструмент и технологическую оснастку, своевременно производить ремонт и заточку рабочего инструмента;
иметь запас продуктов и материалов, необходимых для проведения занятия;
иметь укомплектованную аптечку первой помощи с установленными сроками годности медицинских средств;
оказывать первую помощь пострадавшим в случае получения травмы.
1.14. Швейное оборудование должно быть надежно установлено на полу.
1.16. Учитель (заведующий кабинетом обслуживающего труда) должен строго соблюдать требования Правил по электробезопасности и Инструкцию по мерам пожарной безопасности в гимназии, санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.1178-02.«Гигиенические требования к условиям и режиму обучения в общеобразовательных учреждениях».
1.17. За нарушение требований данной инструкции виновный работник привлекается к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. При отягчающих обстоятельствах (в том числе, психологического характера) работник может быть привлечен к административной, либо уголовной ответственности в соответствие с действующим законодательством РФ.
Во всех случаях, после нарушения, работник подвергается повторной проверке знания требований по охране труда.
2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ
2.1. Проверить состояние электроустановок, отключающих устройств, арматуры освещения рабочих мест, общего освещения, заземления технологического оборудования и наличие диэлектрических резиновых ковриков.
2.3. Проверить исправность аварийного выключателя и работу вентиляции.
2.4. Убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения.
2.5. Проверить укомплектованность аптечки первой помощи необходимыми медикаментами и перевязочными средствами.
2.6. Проверить наличие и состояние СИЗОД.
2.7. Провести инструктаж по технике безопасности, применительно особенностей предстоящего занятия, акцентируя внимание на возможные опасные факторы, которые могут возникнуть при проведении занятий.
2.8. Обеспечить учащихся спецодеждой и средствами защиты, соответствующей особенностям занятий (халатом, косынками и т.п.). Спецодежда и средства индивидуальной защиты должны обеспечить безопасность при работе на швейных машинках и с инструментом при обработке материала и при приготовлении кулинарных изделий и пищи.
2.9. Проветрить помещение для работы.
2.10. Проверить заточку ножей, ножниц и исправность другого инструмента для выполнения швейных и кулинарных работ.
3. Требования охраны труда во время работы
3.1. Иметь разработанные инструкции по технике безопасности по видам работ и памятки по безопасным приемам работы с электроприборами, оборудованием и инструментами.
3.2. Соблюдать личную гигиену и безопасность труда.
3.3. Контролировать порядок выполнения учащимися заданий и безопасное (правильное) использование кухонного оборудования, бытовых приборов и инструментов.
3.4. Проверять соблюдение учащимися гигиены во время кулинарных работ.
3.5. Проводить инструктажи по технике безопасности перед каждым видом работ.
3.6. Контролировать соблюдение на занятиях дисциплины и порядка на рабочих местах.
3.7. Не допускать нахождение учащихся в кабинете без учителя.
3.8. Проверять наличие у учащихся напёрстков и правильность их использования при выполнении ручных швейных работ.
4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
4.1.При возгорании немедленно сообщить о пожаре по тел. 01 директору гимназии или дежурному администратору, приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения и принять меры по эвакуации учащихся, действуя согласно Инструкции по эвакуации пожаре. При сильном задымлении для защиты органов дыхания выдать учащимся штатные самоспасатели (ГДЗК или «Феникс») или применить подручные средства.
4.2. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения и, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования охраны труда по окончании работы
5.1. Проверить выключение швейных машинок, приборов и оборудования.
5.2. Произвести уборку помещения и рабочих мест от мусора.
5.3. Проветрить помещение.
5.4. Проконтролировать влажную уборку помещения.
5.5. Закрыть окна, выключить свет и закрыть дверь на замок.
5.6. Оповестить сотрудника охраны об окончании занятий и сдаче помещения под охрану.
5.7. О несоответствиях по охране труда, обнаруженных во время работы, сообщить администрации ОУ.