Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К проведению демонстрационных опытов по химии допуска­ются педагогические работники, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
Учащиеся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии не допускаются.
1.2. Опасные факторы:
химические ожоги при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты
термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртов­ками при нагревании жидкостей
порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой
отравления токсичными газами при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу
1.3. При проведении демонстрационных опытов по химии используется специальная одежда: халат хлопчатобумажный, а также средства индивидуальной защиты: фартук прорезиненный, очки за­щитные, перчатки резиновые.
1.4. Перед проведением демонстрационных опытов по химии убедиться в наличии и исправности первичных средств пожаротушения: огнетушителей, ящика с песком, двух накидок из огнезащитной тка­ни.
1.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавше­му, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
1.6. После окончания работы в кабинете химии тщательно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД
НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Надеть спецодежду, при работе со щелочными металлами, кальцием, кислотами и щелочами использовать средства индивиду­альной защиты.
2.2. Подготовить к работе и проверить исправность оборудова­ния, приборов, лабораторной посуды.
2.3. Перед проведением демонстрационных опытов, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами, проверить исправную работу вентиляции вытяжного шкафа.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Для оказания помощи в подготовке и проведении демонстра­ционных опытов по химии разрешается привлекать лаборанта, уча­щихся привлекать для этих целей запрещается.
3.2. Химические опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
3.3. Приготавливать растворы из твердых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю (преподавателю), ис­пользуя фарфоровую лабораторную посуду, заполнив наполовину ее холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество.
3.4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
3.5. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлически ложечки и насыпать щелочи из склянок через край.
3.6. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимах штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.7. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при их нагревании следует направлять в сторону от учащихся.
3.8. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пласти­нок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластинку, а затем вести местный нагрев.
3.9. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и каль­ция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, напол­ненных не более чем на 0,05 л.
3.10. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху. Каплю, оставшуюся на гор­лышке, снимать краем посуды, куда наливается жидкость.
3.11. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных практических работ производится в массах и объемах, не превышаю­щих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентра­цией не выше 5 процентов.
3.12. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сли­вать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стек­лянную емкость не менее 3 л.
3.13. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.
3.14. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием индивидуальной зашиты в вытяжном шкафу в фарфоро­вой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности сле­дует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.15. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, штапелей, пробирок.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ

4.1. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать су­хим песком, совком переместить адсорбент от краев разлива к се­редине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Мес­то разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объемом до 0,05 л. погасить открытый огонь спир­товки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л. удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртов­ки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающую­ся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
4.3. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и их загора­нии, немедленно эвакуировать учащихся из помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
4.4. В случае если разбилась лабораторная посуда, не соби­рать осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Установки, приборы, в которых использовались или образовались вещества 1, 2 и 3 класса опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятия, после окончания которого учитель (преподаватель) лично производит демонтаж уста­новки, прибора.
5.2. Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. для последующего их уничтожения.
5.3. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы в лаборантскую в закрывающиеся шкафы и сейфы.
5.4. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

--------------

Дата публикации 05.04.2015



Наши партнёры