Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1. К проведению лабораторных и практических работ по биоло­гии допускаются учащиеся с 6-го класса, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.
1.2. Опасные факторы:
химические ожоги при работе с химреактивами
термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовка­ми и нагревании жидкостей
порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущим и колющим инструментом
отравление ядовитыми растениями и ядовитыми веществами грибов.
1.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавше­му, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
1.4. После окончания лабораторных и практических работ тща­тельно вымыть руки с мылом.

2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Внимательно изучить содержание и порядок, выполнения ра­боты, а также безопасные приемы ее выполнения.
2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.
2.3. Проверить исправность оборудования, инвентаря, целост­ность лабораторной посуды.

3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Точно выполнять указания учителя (преподавателя) при проведении работы, без его разрешения не выполнять самостоятель­но никаких работ.
3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скаль­пелей, ножниц, препаровальных игл и пр.) брать их только за руч­ки, не направлять их заостренные части на себя и на своих това­рищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.
3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от восп­ламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использо­вать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной по­судой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.
3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микрос­копом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, что­бы оно свободно легло на препарат.
3.7. При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу и одежду.
3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащи­щенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).
3.9. Во избежании отравлений и аллергических реакций, не ню­хать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ
СИТУАЦИЯХ

4.1. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органи­ческих веществ, немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю), не убирать самостоя­тельно вещества.
4.2. В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а ис­пользовать для этой цели щетку и совок.
4.3. При получении травмы оказать первую помощь — пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (препо­давателю) оборудование, приборы, инструменты, препараты.
5.2. Отработанные водные растворы реактивов слить в закрываю­щийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. для их после­дующего уничтожения.
5.3. Тщательно вымыть руки с мылом.

--------------

Дата публикации 05.04.2015



Наши партнёры