Как инспекторы ГИТ будут проверять оценку профрисков. В каком случае работодателю грозит уголовная ответственность
Егор Николаевич, какой регламент сейчас действует? Как вы планируете проверять, организовал ли работодатель управление профрисками?
Мы нацеливаем инспекторов на то, чтобы они искали именно коренные причины несчастных случаев
В первую очередь оценку профрисков мы проверим при расследовании несчастных случаев. С этой целью для инспекторов разработали специальную методичку, по ней расследование начнется с изучения системы управления охраной труда и с исследования именно той опасности, которая была реализована при несчастном случае. После этого будем смотреть, проводил ли работодатель идентификацию опасности, оценку рисков и мероприятия по их снижению. Потом посмотрим внутренний контроль и другие документы. Таким образом, мы от конкретной опасности перейдем ко всем остальным процедурам. Мы нацеливаем инспекторов на то, чтобы они искали именно коренные причины несчастных случаев.
Если работодатель организовал управление профрисками, но не смог своевременно выявить опасность, которая была реализована при несчастном случае, будет ли действовать для него смягчающий режим?
Если работодатель не выявил опасность, значит, идентификацию провели ненадлежащим образом. Поэтому административная ответственность в любом случае будет. В отношении уголовной ответственности для должностных лиц по каждому конкретному случаю решение будут принимать следственные органы. Они проведут экспертизы и анализ причинно-следственной связи между нарушением и фактом причинения вреда здоровью работника.
Если работодатель не организовал управление профрисками и в организации произошел несчастный случай, материалы расследования мы сразу будем передавать в следственный комитет. В этом случае отсутствие оценки рисков — отягощающий фактор для работодателя.
Значит, инспекторы проверят, как работодатель провел оценку рисков, только в случае тяжелых и смертельных несчастных случаев?
Нет. Если мы будем проводить дополнительное расследование легкого несчастного случая, то оценку рисков обязательно проверим. Это происходит в том случае, когда работодатель нарушил процедуру расследования, например, неправильно установил причины несчастного случая. В основном дополнительные расследования проводим по заявлению пострадавших.
Егор Николаевич, а может ли инспектор ГИТ во время плановой проверки оштрафовать работодателя за отсутствие оценки профрисков?
На основе изучения коренных причин несчастных случаев, будет понятно, где пробел в законе и в какие проверочные листы нужно вносить правки
Нет. Во время плановой проверки инспектор ГИТ проверяет работодателя согласно утвержденным проверочным листам и больше того, что в них указано, он смотреть не вправе. Сейчас ВНИИ труда при Минтруде анализирует правоприменительную практику, на основе которой впоследствии мы будем изменять содержание проверочных листов.
На данный момент, если нарушение выходит за рамки проверочных листов, инспектор пишет служебную записку и назначается внеплановая проверка (ст. 360 ТК). А вот во время нее мы уже не обязаны использовать проверочные листы. Это произойдет, если на плановой проверке инспектор увидит, что локальные документы не соответствуют закону, работодатель не проводит управление профрисками, а жизнь и здоровье работников под угрозой.
Работодатель обязан указывать в трудовом договоре условия труда. Значит ли это, что он должен внести в него результаты оценки профрисков?
Работодатель обязан ознакомить сотрудников с условиями труда на рабочем месте. В первую очередь, он вносит в трудовой договор класс условий труда, который установили по результатам спецоценки. Но этого недостаточно. Условия труда — это совокупность вредных и опасных производственных факторов производственной среды и трудового процесса (ст. 209 ТК). При спецоценке оценивают влияние вредных факторов, поэтому у работодателя остается обязанность ознакомить сотрудников с опасными производственными факторами.
Мы считаем избыточным требование вносить в каждый трудовой договор весь перечень опасностей на рабочем месте, так как это значительно усложнит документооборот. Для нас достаточно того, чтобы работника ознакомили с перечнем опасностей, которые ему угрожают. Поэтому в трудовом договоре работодателю достаточно сделать ссылку на локальный документ, в котором они указаны, например, на реестр опасностей или карту оценки рисков.
Какие локальные документы должен разработать работодатель, чтобы организовать управление профрисками?
Локальные документы
СКРЫТЬ
На данный момент у нас нет четких требований и критериев к тому, как именно работодатель организовал управление профрисками, поэтому на этом этапе мы будем рассматривать любой вариант, разработанный на предприятии. При этом работодатель должен прописать регламент процедуры в своем положении о СУОТ, так как это предусматривает Типовое положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н).
У работодателей должен быть перечень опасностей, а также перечень оцененных рисков, но какие формы они для этих документов разработают, сейчас значения не имеет. Мы проверим, соответствуют ли локальные документы работодателя тому, что происходит на его производственных площадках. Посмотрим, какие мероприятия разработали на предприятии для устранения или снижения уровня профрисков. Также проверим, какие именно меры уже предпринял работодатель для управления профрисками (рисунок).
Нужно ли вносить результаты оценки профрисков в инструкции по охране труда?
Работодатель обязан рассказывать сотруднику на инструктажах об условиях труда на его рабочем месте. Сведения о вредных и опасных производственных факторах часто включают в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен устранять риски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в инструкции. Чтобы этого избежать, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.
На данный момент нет утвержденной методики по выявлению и оценке рисков, чем пользоваться работодателю?
Это одновременно и плохо и хорошо для работодателя. С одной стороны, нет точных рекомендаций к действию, с другой — полная свобода выбора. Сейчас работодатель вправе проводить управление профрисками в том виде, как считает нужным. Перечень возможных опасностей можно взять из пункта 35 Типового положения о СУОТ, при необходимости его дополнить. Чтобы выбрать удобный именно для своей организации метод или их комбинацию, можно использовать ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010–2011.
Чтобы установить ориентиры в системе управления профрисками, пригодится ГОСТ Р 54934–2012/OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья». Разобраться в терминологии поможет ГОСТ Р 51897–2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения».
Беседовала Екатерина Ситько, главный редактор журнала «Справочник специалиста по охране труда»
--------------