Роструд предупреждает: На рынке есть недобросовестные экспертные организации

Доклад Иванова Е.Н. к заседанию рабочей группы по мониторингу реализации Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» 26.02.2015

В соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан от 9 июня 2014 года Роструду поручено организовать проведение выездных внеплановых проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о специальной оценке условий труда.

Полномочия Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда) по осуществлению государственного контроля за соблюдением обязательных требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон о специальной оценке условий труда», включая организации, уполномоченные на проведение специальной оценки условий труда, установлены статьей 25 данного Федерального закона, которая предписывает, что указанные полномочия должны осуществляться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При организации и проведении надзорно-контрольных мероприятий в отношении организаций, уполномоченных на осуществление специальной оценки условий труда, государственные инспекторы труда руководствовались общими требованиями, установленными в сфере государственного контроля (надзора).

Проверки проводились в соответствии со Справочно-методическими материалами для проведения проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда, в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о специальной оценке условий труда и форма отчета по результатам проверки, разработанными Минтрудом России (далее – Справочно-методические материалы).

График проверок организаций, ранее аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда в части проведения оценки условий труда, на предмет соблюдения ими требований законодательства о специальной оценки условий труда был размещен на официальном сайте Роструда.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать следующим требованиям:

а) в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда;

б) в организации должно иметься не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

в) в качестве структурного подразделения организация должна иметь испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом Российской Федерации по аккредитации (Росаккредитация) в порядке, установленом законодательством Российской Федерации, областью аккредитации которой должно являться проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, обязательных при проведении специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона № 426-ФЗ.

По состоянию на начало проведения указанных проверок в Реестре аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда (далее – Реестр) было 951 организация, аккредитованная на услуги по проведению аттестации рабочих мест, 9 организаций исключены из Реестра до начала проведения проверок государственных инспекций труда, ООО «Главпромэкспертиза» (№ в реестре 1680) реорганизована путем присоединения. В ходе проверок не обнаружено по адресу местонахождения 25 организаций. Организация ООО «Центр Аттестации» оказала воспрепятствование законной деятельности должностного лица Государственной инспекции труда в Республике Коми при проведении проверки, в связи с чем привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Государственной инспекцией труда в Республике Коми в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда» Минтруда России направлено представление о приостановке аттестата аккредитации испытательной лаборатории ООО «Центр аттестации».

Проведено 915 внеплановых выездных проверок, в ходе проведения которых в 145 организациях выявлено 207 нарушений по следующим 9 видам требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон о специальной оценке условий труда).

  1. В 16 организациях, например, ООО «Инженерно-технический центр» (№ в реестре 453), ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Белгородской области» (№ в реестре 3091), ООО «Фолиант» (№ в реестре 1932), выявлено нарушение соблюдения требований пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона о специальной оценке условий труда в части указания в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда.
  2. В нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 19 Федерального закона о специальной оценке условий: в 15 организациях, например, ЗАО Научно-производственное объединение «Радиострой» (№ в реестре 1981), ФБУ «Кировский ЦСМ» (№ в реестре 2950), ООО «Аттестационный Центр» (№ в реестре 2384), отсутствуют сотрудники, работающие по трудовому договору, в 8 организациях, например, ООО «Эксперт Сервис» (№ в реестре 1822), ООО «Удмуртский центр сертификации» (№ в реестре 2035), отсутствует приказ о возложении обязанностей экспертов на сотрудников организации.
  3. В 13 организациях, например, ООО «Компания «ПолиМ» (№ в реестре 2124), ФБУ «Кировский ЦСМ» (№ в реестре 2950), ООО «Экожилсервис» (№ в реестре 123), на момент проведения проверки истек срок действия аттестата аккредитации структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), в организациях АНО «Учебно-консультационный центр «Стандарты и метрология» (№ в реестре 2461), Автономная некоммерческая организация Учебно-сертификационный Центр «Гармония» (№ в реестре 846), АНО «Центр содействия обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (№ в реестре 1537), ЗАО «Республиканский сертификационный методический центр «Тест-Татарстан» (№ в реестре 2059) аттестаты аккредитации испытательных лабораторий приказами Росаккредитации признаны не действительными, в ООО «Межрегиональный центр института труда» (№ в реестре 2405) организации аттестат аккредитации испытательной лаборатории выдан с нарушением законодательства Российской Федерации об аккредитации, то есть фактически отсутствовало структурное подразделение, аккредитованное на проведение измерений, что является нарушением пункта 3 части 1 статьи 19 Федерального закона о специальной оценке условий труда.
  4. В 14 организациях, например, ООО «ИТЦ «Качество (№ в реестре 655), АНО «Центр повышения квалификации» (№ в реестре 707), ООО «Приоритет ДВ» (№ в реестре 2066), испытательные лаборатории не аккредитованы на какие-либо факторы, предусмотренные частью 3 статьи 13 Федерального закона о специальной оценке условий труда.
  5. В 57 организациях, например, ООО «Армут» (№ в реестре 1951), ООО «АЦ «Безопасность труда» (№ в реестре 833), ООО «Экспертстрой» (№ в реестре 2446), на момент проверки приборы частично или полностью не прошли поверку, что является нарушением требований пункта 3 части 2 статьи 6 и пункта 4 статьи 12 Федерального закона о специальной оценке условий труда.
  6. Кроме того, нарушением требований пункта 3 части 2 статьи 6 и пункта 4 статьи 12 Федерального закона о специальной оценке условий труда является частичное или полное отсутствие на балансе аккредитованной организации или принадлежащих на правах аренды средств измерений, соответствующих методикам (методам) измерений. Указанные нарушения выявлены в 32 организациях, например, ООО «Фолиант» (№ вреестре 1932), ООО «НЭЦ «Амулет» (№ вреестре 2471), ООО «СПОТ» (№ в реестре 2430), в 6 организациях, например, НОУ СПО Бизнес-колледж «Лидер» (№ в реестре 3225) часть средств измерения при проведении проверки отсутствовали, документы, подтверждающие их местонахождения предъявлены не были, в организации ООО «ТРУДЭКС» (№ вреестре 1845) договором на безвозмездное пользование нескольких средств измерений, однако сведения об указанных приборах отсутствуют в паспорте испытательной лаборатории.
  7. Так же в нарушение требований подпункта 3 пункта 2 статьи 6 и пункта 4 статьи 12 Федерального закона о специальной оценке условий труда некоторые из представленных средств измерений не соответствуют методикам измерений, предусмотренных областью аккредитации испытательной лаборатории в 8 организациях, например, ООО «КАСКАВЭЛЛА» (№ в реестре 1715).
  8. В нарушение требований подпункта 3 пункта 2 статьи 6 и пункта 4 статьи 12 Федерального закона о специальной оценке условий труда организацией ООО ИАЦ «СВОТ-ЮГ» (№ в реестре 942) в ходе проведения проверки не была предъявлена методика для проведения измерений.
  9. В 31 организациях выявлены нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, например, ООО «АРМ–Центр» (№ в реестре 65) были проведены измерения по специальной оценке условий труда до вступления в действие Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н, ЗАО «ЭКОСТАРТ» не представлены сведения о результатах специальной оценки условий труда в государственную инспекцию труда, ООО «Аттестация рабочих мест» (№ в реестре 2448) не составлены отчеты о проведении специальной оценки условий труда и результаты не представлены в государственную инспекцию труда.

По результатам проверок выдано 684 предписания в том числе по устранению нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с информацией Минтруда России по результатам указанных проверок 21 организация исключена из реестра аккредитованных организаций, деятельность 96 организаций приостановлена.

Как следует из оперативной информации, предоставленной ГИТ по состоянию на 24.02.2014 большинство выданных предписаний по устранению нарушений требований законодательства исполнено.

Предписания, находящиеся на контроле

В 7 организациях исполнение предписаний находится на контроле государственных инспекций труда в Владимирской, Астраханской областях, г. Москве, Удмуртской Республики.

ООО «Научно — исследовательский институт стекла» (Владимирская область), ООО «Эконорма» (Владимирская область), АУ Астраханской области «Областной сертификационно-исследовательский центр условий и охраны труда», ООО «КАНОН» (г. Москва), ООО «Первая аттестационная компания», ООО «Центр аттестации рабочих мест» (Удмуртская Республика), АНО «Центр повышения квалификации» (Удмуртская Республика).

Административные дела за неисполнение предписаний

По оперативной информации, в отношении четырех организаций: ООО «Труд-Сервис» (Магаданская область) и ООО «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» (Сахалинская область), ООО «Самарский научно-исследовательский институт безопасности труда», ОАО «Самарский научно-исследовательский институт техники безопасности нефтехимических производств» возбуждены административные дела за неисполнение предписаний (статья 19.5 КоАП РФ).

ООО «Самарский научно-исследовательский институт безопасности труда» и ОАО «Самарский научно-исследовтельский институт техники безопасности нефтехимических производств» были выданы предписание обеспечить своевременную поверку средств измерения, предписания в установленный срок исполнены не были, за что в отношении руководителей организаций возбуждены административные дела по части 1 статье 19.5 КоАП РФ.

ООО «Труд-Сервис» выдано предписание обеспечить проведение поверки средств измерения и испытательного оборудования и проведение СОУТ в соответствии с Федеральным законом о специальной оценке условий труда, предписание в установленный срок исполнено не было, за что в отношении генерального директора ООО «Труд-Сервис» возбуждено административное дело по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» выдано предписание устранить нарушения подпункта 3 части 2 статьи 6 Федерального закона о специальной оценке условий труда в части отсутствия в организации средств измерения факторов лазерное и ультрафиолетовое излучения, в установленный срок предписание исполнено не было, за что в отношении главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Сахалинской области» также возбуждено административное дело по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

По всем возбужденным административным делам документы направлены в мировые суды для принятия решения.

--------------

Дата публикации 12.02.2016



Наши партнёры