ВНИМАНИЕ!!! Подготовка специалистов по охране труда в этом году пройдёт в новом формате! Все подробности на промо сайте https://ppot.biot.su/
Главная » Новости » Тезисы выступления Министра Максима Топилина на расширенном заседании коллегии Минтруда России

Тезисы выступления Министра Максима Топилина на расширенном заседании коллегии Минтруда России


Прошедший 2014 год оказался непростым. Введение экономических санкций против России, ослабление рубля и всплеск инфляции, произошедшие осенью прошлого года, привели к снижению реальных денежных доходов населения и возникновению напряженности на рынке труда отдельных регионов. Статистические данные начала этого года свидетельствуют о наличии серьезных вызовов, которые органам исполнительной власти, занимающимся вопросами труда, занятости и социальной защиты, предстоит преодолеть.

В начале этого года Правительством Российской Федерации принят План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. В решении задачи поддержания социальной стабильности ведущая роль должна принадлежать участникам сегодняшнего расширенного заседания коллегии.

Прежде всего, надо обеспечить стабильное и позитивное развитие демографической ситуации.

В 2014 году, несмотря на продолжающееся ухудшение половозрастной структуры, удалось сохранить позитивные тренды рождаемости и естественного прироста населения.

В прошлом году родилось 1947,3 тыс. детей. Это самый высокий результат после 1990 года. По предварительной оценке суммарный коэффициент рождаемости составил 1,75 на одну женщину репродуктивного возраста. Это самый лучший показатель за последние 25 лет.

Показатель ожидаемой продолжительности жизни составил 70,9 года, в том числе мужчин – 65,4 года, женщин – 76,5 лет. Такого высокого показателя не было за все время его исчисления (с 1961 года).

Второй год подряд фиксируется естественный прирост населения, который в 2014 году составил 33,7 тыс. человек.

Сейчас в Российской Федерации проживает 146,3 млн. человек, из них 2,3 млн. человек — в Крымском федеральном округе. За прошедший год численность населения возросла на 2,6 млн. человек, или на 1,8%.

В 2015 году завершается второй этап реализации Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Предстоит подвести его итоги и подготовить план мероприятий по реализации третьего этапа, охватывающего период 2016-2020 годов.

План третьего этапа должен быть увязан с планом по реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной в августе прошлого года, и Стратегией действий в отношении граждан пожилого возраста, которая должна быть принята в этом году.

Регионам России необходимо активно включиться в работу по подготовке этих планов и представить нам предложения по включению в них интересных и эффективных мероприятий. Предложения должны быть конкретными и содержать цифровые показатели и объемы финансовых затрат на реализацию мероприятий.

Особое внимание в этом году надо обратить на вопросы денежных доходов населения, прежде всего оплаты труда.

В прошлом году реальная заработная плата в целом по стране выросла лишь на 1,3%. При этом в производственных отраслях рост составил только 0,8%.

Выйти на положительный результат удалось благодаря активной работе по реализации мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях. В целом в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании и культуре реальная зарплата выросла на 3,0%. В культуре рост реальной зарплаты составил 10,2%, в социальном обслуживании – 6,8%.

В первые два месяца 2015 г. в динамике ситуации с денежными доходами населения наблюдаются негативные тренды. Реальные располагаемые денежные доходы населения уменьшились по сравнению с январем-февралем 2014 г. на 0,7%, а реальная заработная плата – на 9,1%. Из-за высокой инфляции снизилась покупательная способность социальных пособий и выплат семьям с детьми, ветеранам и инвалидам.

Удержать более существенное падение реальных денежных доходов населения удалось благодаря индексации с 1 февраля 2015 года страховых пенсий на 11,4%, а также индексации с 1 января 2015 г. на 5,5% пособий семьям с детьми и материнского капитала.

С 1 апреля 2015 г. проиндексированы социальные пенсии с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера за прошедший год на 10,3% и ежемесячные денежные выплаты, предоставляемые отдельным категориям граждан на 5,5%.

Федеральным законом, принятым Государственной Думой 27 марта 2015 г., предусмотрено осуществить с 1 февраля 2016 года индексацию детских пособий, ЕДВ и некоторых других социальных выплат на разницу между фактическим индексом роста потребительских цен за 2015 год и индексом потребительских цен, установленным на 2015 год (5,5%).

В соответствии с прогнозом Минэкономразвития России в 2015 году может произойти существенное снижение реальной заработной платы, прежде всего в производственной сфере. Появляются риски роста задолженности по выплате заработной платы, незаконных увольнений, и, соответственно, возникновения социально-трудовых конфликтов.

Поэтому Рострудинспекция сейчас должна работать в режиме экстренного реагирования на обоснованные жалобы работников.

В 2015 году необходимо очень внимательно следить за ситуацией с выплатой заработной платы. На минимизацию рисков роста задолженности должна быть направлена работа действующих практически во всех регионах межведомственных групп (комиссий) с участием сторон социального партнерства. Вопросы погашения задолженности по заработной плате будут обязательно рассматриваться в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В целях усиления защиты работников на получение заработной платы при процедурах банкротства готовится ко второму чтению законопроект, наделяющий работника правом на подачу заявления в арбитражный суд о признании работодателя банкротом при невыплате зарплаты свыше трех месяцев. Требования по оплате труда выделяются отдельно во вторую очередь текущих требований, а остальные находящиеся там требования — в новую третью очередь.

Также подготовлен законопроект, направленный на создание условий, при которых задержки заработной платы работникам становятся невыгодными для работодателя. Речь идет о повышении компенсации за каждый день просрочки, урегулировании оплаты приостановки работником работы в случае невыплаты зарплаты более 15 дней, увеличении размера административного штрафа за повторные нарушения сроков выплаты заработной платы.

В сфере трудовых отношений в прошлом году наиболее активно развивались направления, связанные с повышением заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации и развитием системы профессиональных квалификаций.

В целях более тесной увязки роста заработной платы с повышением эффективности деятельности учреждений, качеством и доступностью услуг были внесены изменения в отраслевые и региональные «дорожные карты». Расширены мероприятия по реструктуризации сети, внедрению подушевого финансирования, проведению аттестации специалистов с последующим их переводом на эффективный контракт.

Заключены Соглашения с субъектами Российской Федерации по обеспечению достижения показателей (нормативов), установленных «дорожными картами».

В ходе этой работы регионы более сбалансированно подошли к темпам роста зарплат по различным категориям работников, проанализировали возможные резервы оптимизации расходов, ввели с учетом региональной специфики нормативы нагрузки на 1 работника.

Достигнуты и превышены целевые соотношения заработной платы, установленные на 2014 год, по 11 категориям работников (с учетом 5% отклонения от целевого соотношения). Большинство субъектов Российской Федерации обеспечило достижение целевых показателей заработной платы, установленных «дорожными картами».

В текущем году в связи с непростыми экономическими условиями проводится работа по корректировке параметров заработной платы на 2015 год, установленных в Соглашениях и «дорожных картах».

При этом необходимо обеспечить показатели заработной платы педагогов дошкольных и общеобразовательных организаций, установленные с 2013 года Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597. По остальным категориям работников планирование уровня заработной платы должно осуществляется с учетом возможностей региональных бюджетов, не допуская снижения достигнутых в 2014 году номинальных значений.

В обязательном порядке должна быть продолжена работа по повышению доступности и качества оказываемых услуг.

По состоянию на 1 апреля 2015 г. заключены дополнительные Соглашения с регионами: Минтрудом России – 64, Минздравом России – 65, Минкультуры России – 75, Минобрнауки России — 8 и 69 согласовано регионам.

В условиях снижения темпов роста заработной платы, особую актуальность приобретает тема дифференциации заработной платы. В целях упорядочения оплаты труда руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и недопущения необоснованной дифференциации в оплате труда было принято постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 2, устанавливающее предельные соотношения в оплате труда руководителей и работников.

В 2014 году федеральным законом были ограничены размеры выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров лицам, занимающим руководящие должности в государственных компаниях и компаниях с государственным участием, а также во внебюджетных фондах Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждениях и предприятиях.

В 2015 году планируется подготовить законопроект, направленный на обеспечение прозрачности оплаты труда управленческого персонала в государственных (муниципальных) учреждениях и предприятиях, хозяйственных обществах, с государственным (муниципальным) участием в уставном капитале свыше 25%.

В прошлом году новый импульс получило развитие системы профессиональных квалификаций. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2014 году образован Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

В целях учета отраслевой специфики при разработке профессиональных стандартов при Национальном совете создаются советы по профессиональных квалификациям в отдельных областях профессиональной деятельности. В прошлом году сформировано 12. В 2015 году список советов расширится.

В рамках Национального света образовано 5 рабочих групп по ключевым направлениям развития профессиональных квалификаций.

К концу 2014 г. утверждено 403 профессиональных стандарта, 120 из них разработано при непосредственном участии РСПП.

К концу 2015 года общее количество разработанных профессиональных стандартов составит не менее 800. Ведущую роль в разработке профессиональных стандартов для внебюджетной сферы также будет играть РСПП. Правительством Российской Федерации на эти цели выделена субсидия.

Важнейшее значение для развития системы профессиональных квалификаций имеет законопроекты об обязательном применении профессиональных стандартов (находится на рассмотрении в Государственной Думе). Разработан и в настоящее время активно обсуждается с социальными партнерами, представителями профессиональных сообществ, экспертами законопроект об оценке профессиональных квалификаций.

В соответствии с поручениями Президента Российской Федерации в 2015 году предстоит совместно с заинтересованными участниками разработать перечень наиболее востребованных на рынке труда, перспективных профессий.

Много мероприятий на этот год намечено планом по популяризации рабочих и инженерных профессий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 г. 366-р.

В 2014 году в рамках Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии» выбраны лучшие: лесоруб, машинист гидроагрегатов, портной, токарь, проводник пассажирского вагона.

В 2015 году соревнования пройдут по номинациям: «Лучшая швея», «Лучший дозиметрист», «Лучший электромонтер», «Лучший лесной пожарный», «Лучший слесарь механосборочных работ».

Отдельно следует отметить работу по совершенствованию трудового законодательства. Значимым событием прошлого года стало принятие федерального закона о запрете заемного труда, введении регулирования предоставления персонала аккредитованными частными агентствами занятости. В настоящее время готовятся подзаконные акты, необходимые для его реализации.

В 2014 г. вступили в силу федеральные законы о специальной оценке условий труда.

Теперь в стране действует единая процедура, позволяющая объективно выявить и оценить условия труда на каждом рабочем месте, а также обеспечить должный уровень экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда, сохранению жизни и здоровья работников на производстве.

В зависимость от результатов специальной оценки поставлен объем гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда по принципу: «Чем выше уровень вредности, тем больший объем защитных мер предоставляется работнику».

Обеспечена дифференциация дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в отношении работников, занятых во вредных условиях труда, в зависимости от установленных по результатам специальной оценки условий труда класса условий труда исходя из принципа: «Чем меньше степень вредности на конкретном рабочем месте – тем ниже тариф».

Обеспечено снятие избыточных административных барьеров для бизнеса – введена процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Одновременно усилена административная и уголовная ответственность работодателей за нарушения требований охраны труда.

В целях обеспечения максимального эффекта от реализации нового законодательства Министерством во взаимодействии с объединениями профсоюзов и работодателей организован мониторинг практики применения законодательства о специальной оценке условий труда.

В 2014 году специальная оценка условий труда проведена в более чем в 18 тысяч организациях почти на 506 тысяч рабочих мест.

В работу по улучшению условий и охраны труда активно включились субъекты Российской Федерации. В 2014 году регионы разработали и утвердили государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, направленные на улучшение условий и охраны труда, на период до 2018 года.

Мероприятия программ предусматривают совершенствование региональной нормативной правовой базы охраны труда, непрерывную подготовку работников по охране труда на основе современных технологий обучения, информационное обеспечение и пропаганду охраны труда, а также улучшение лечебно-профилактического обслуживания работающего населения.

Важнейшей задачей в сфере охраны труда является снижение количества погибших в результате несчастных случаев на производстве.

В 2014 году соответствующие показатели существенно улучшились. Зарегистрировано 7654 несчастных случая с тяжелыми последствиями, что на 17% меньше, чем в 2013 году (9216). Число погибших в результате несчастных случаев на производстве уменьшилось почти на 20% (с 2727 в 2013 году до 2223 в 2014 году).

В 2015 году предстоит приступить к системной работе по сохранению здоровья работников на производстве. Главное направление здесь — внедрение риск-ориентированных подходов в обеспечении безопасности работников на производстве.

В течение 2015 года планируется разработать поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации с целью обеспечения перехода к объективной оценке существующих профессиональных рисков, то есть воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, на каждом конкретном рабочем месте и последующему управлению ими, как комплексу взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда.

Предстоит внести коррективы в деятельность контрольно-надзорных органов в сфере труда. Деятельность Роструда должна быть направлена на усиление консультативной работы с работодателями, введение новых форм взаимодействия с предприятиями по вопросам охраны труда с использованием современных технических средств.

В 2014 году завершена подготовительная работа по введению в действие с 1 января 2015 года нового механизма пенсионного обеспечения граждан. Осуществлена конвертация прав по новой пенсионной формуле.

Приняты необходимые нормативные правовые акты, завершена работа по подготовке информационных баз и обучению сотрудников.

На сайтах Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации размещена интернет-версия «пенсионного калькулятора», предназначенного для расчета примерного размера пенсии по новой пенсионной формуле.

Организована работа единой федеральной телефонной службы Пенсионного фонда Российской Федерации.

С 1 января 2015 года на сайте Пенсионного фонда Российской Федерации заработал электронный сервис «Информирование граждан о пенсионных правах в системе обязательного пенсионного страхования» в рамках «личного кабинета» застрахованного лица. С помощью сервиса каждое застрахованное лицо может узнать сведения о своем страховщике, о сумме страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной работодателем, выбрать вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования.

В рамках второго этапа реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации подготовлен законопроект, направленный на создание механизма выплаты пенсии работающим пенсионерам в зависимости от размера получаемой ими заработной платы.

Также подготовлен законопроект, предусматривающий использование страхового номера индивидуального лицевого счета в федеральных и региональных информационных системах при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

В рамках этого законопроекта предполагается переход от квартального на ежемесячное представление информации работодателями в систему персонифицированного учета за застрахованных лиц. Это фактически переводит систему персонифицированного учета в он-лайн режим.

Законопроект позволит, начиная с рождения ребенка, вести как «историю» уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и учет всех обращений за государственными и муниципальными услугами.

Повышение уровня пенсионного обеспечения напрямую связано с проблемой легализации трудовых отношений, выведения граждан и бизнеса из тени, и, соответственно, увеличения объема уплачиваемых страховых взносов.

Разработан и представлен в Правительство Российской Федерации ряд мероприятий, направленных на легализацию трудовых отношений и повышение собираемости страховых взносов во внебюджетные фонды.

Среди мероприятий:

выделение государственной поддержки (субсидий, дотаций и т.д.) как субъектам Российской Федерации, так и организациям, с учетом легализации трудовых отношений и уплаты обязательных платежей;
закрепление обязательного условия полноты уплаты обязательных платежей, при исполнении государственных контрактов;
изменение механизма преференций по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации отдельными категориями страхователей, с тем чтобы им предоставлялись меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального страхования, путем трансформации механизма предоставления льгот по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Уплата страховых взносов должна происходить вне зависимости от вида осуществляемой экономической деятельности, в одинаковом размере. При этом государственная поддержка, могла бы предоставляться за счет средств федерального бюджета адресно только действительно нуждающимся в такой поддержке организациям.
В 2014 году принят ряд федеральных законов по обеспечению гарантированных государством прав застрахованных граждан на пособия по обязательному социальному страхованию.

На Фонд социального страхования Российской Федерации возложена обязанность оказывать гражданам бесплатную помощь в составлении заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, а также представлять интересы застрахованных лиц в судах.

С 1 января 2015 года увеличена продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за тяжелобольными детьми в возрасте от 15 до 18 лет.

Продолжалась реализация пилотного проекта, предусматривающего переход на назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным гражданам непосредственно территориальными органами Фонда. С 1 января 2015 года к пилотному проекту присоединились Республика Крым и город Севастополь, с 1 июля в него будут вовлечены Республика Татарстан, Белгородская, Ростовская, Самарская области.

Принят ряд решений по выравниванию фискальной нагрузки на работодателя в связи с наймом на работу иностранных и российских граждан. С 1 января 2015 года с выплат в пользу всех иностранных работников, независимо от продолжительности заключенного с ними трудового или гражданско-правового договора, работодатели обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Одновременно иностранным гражданам предоставлено право на получение пособий по временной нетрудоспособности.

Приняты законодательные решения, направленные на создание комфортных условий взаимодействия плательщиков страховых взносов с органами контроля за уплатой страховых взносов, снижение административной нагрузки на плательщиков, сохранение их платежеспособности. В частности, установлены правила предоставления отсрочек (рассрочек) по страховым взносам, упрощена отчетность перед Пенсионным фондом Российской Федерации, на период до 2017 года продлены действующие тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В ближайший период предусматривается провести преобразование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Цель этой работы — перенести акцент с выплат гражданам, уже получившим повреждение здоровья в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, на финансирование мероприятий по предупреждению наступления этих страховых случаев и возвращению пострадавших к трудовой деятельности.

Для этого потребуется изменить механизм финансового обеспечения предупредительных мер, ввести институт страхования утраты заработка в связи с досрочным прекращением работы в условиях с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также комплекс мероприятий по минимизации риска возникновения профессионального заболевания у работника, определить новые подходы к реабилитации пострадавших на производстве с дифференциацией периодов ее проведения.

В современных экономических условиях особое беспокойство вызывает ситуация с задолженностью по страховым взносам, больше трети которой составляет задолженность плательщиков, находящихся в процедуре банкротства.

В ближайшее время в Правительство Российской Федерации будет внесен законопроект, предусматривающий изменение очередности удовлетворения требований в процедурах банкротства, а именно, перенос требований об уплате страховых взносов во II очередь погашаемых требований (вместе с требованиями по оплате труда).

В целях защиты работников организаций-банкротов будет предусмотрена выплата пособий таким работникам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Ситуация на рынке труда в 2014 году была стабильная. В течение всего периода индикаторы состояния рынка труда находились на исторических минимумах.

Уровень общей безработицы снизился с 5,5% в 2013 году до 5,2% от численности экономически активного населения. Осенью 2014 года на регистрационном учете состояло примерно 800 тыс. безработных, что на 180 тыс. человек меньше, чем в 2013 году.

В начале 2015 года ситуация изменилась. Уровень общей безработицы увеличился с 5,2% до 5,8% от численности экономически активного населения. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, достигла 1 млн. человек.

Под наибольшим риском высвобождения находятся работники строительной отрасли и предприятий машиностроительного комплекса. Серьезные проблемы возникли в производстве грузовых и легковых автомобилей, железнодорожных вагонов, подъемных кранов, специального оборудования, электрооборудования, медицинского, точного и оптического оборудования.

В этой связи наиболее тяжелая ситуация на рынке труда сложилась в субъектах Российской Федерации, где расположены крупные предприятия (в том числе градообразующие) этих видов экономической деятельности.

В соответствии с Планом первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности были разработаны мероприятия по предотвращению резкого ухудшения ситуации на рынке труда, поддержке эффективной занятости и достижению сбалансированности рынка труда субъектов Российской Федерации.

На реализацию этих мероприятий бюджетам субъектов Российской Федерации выделены субсидии из федерального бюджета.

Субсидии предоставляются под региональные программы, предусматривающие временную занятость, опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу, стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов, социальную занятость инвалидов.

На сегодняшний день в Минтруд России поступили 44 региональные программы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2015 г. № 532-р утверждено предоставление субсидий из федерального бюджета в сумме 1,87 млрд рублей на реализацию программ четырех субъектов Российской Федерации — Алтайского края, Республики Татарстан, Тверской и Самарской областей.

В конце прошлого года были внесены изменения в Закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов. Новые нормы закона призваны стимулировать переориентацию потоков внутренней трудовой миграции и привлечение трудовых ресурсов из трудоизбточных регионов в трудонедостаточные.

У регионов появились полномочия по разработке и принятию региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, а на федеральном уровне — по софинансированию программ субъектов Российской Федерации.

В настоящее время с учетом поступивших предложений от федеральных органов исполнительной власти и регионов подготавливается проект перечня субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным.

Предполагается, что совокупный размер финансовой поддержки, предоставляемой работодателю в этих регионах на осуществление мер поддержки работников за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, составит 225 тыс. рублей на 1 человека (150 тыс. рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).

Сейчас мы ждем от регионов проработанных программ по развитию трудовой мобильности.

Завершается подготовка к запуску в мае 2015 г. модернизированной версии портала «Работа в России».

Новая версия Портала объединяет в себе наиболее успешный опыт российских и зарубежных сайтов по поиску и подбору работы.

Портал, в отличие от коммерческих сайтов, является государственной информационной системой и будет предоставлять свои сервисы как работодателю, так и соискателю бесплатно.

Отличительной чертой Портала является уникальная база вакансий, формируемая всеми центрами занятости населения (более чем 2,5 тысячи) и включающая наиболее массовые и распространенные профессии: водители, слесари, строители, врачи и т.д. База вакансий Портала будет формироваться как работниками, так и работодателями. Размещение работодателем на Портале информации о вакансиях рассматривается в рамках исполнения его обязательства по ежемесячному предоставлению сведений о наличии свободных рабочих мест в органы службы занятости.

В настоящее время ведется активная работа по снижению неформальной «теневой» занятости из числа лиц трудоспособного возраста.

В регионах формируются межведомственные комиссии во главе с заместителями руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, занимающиеся координацией деятельности и мониторингом работы по снижению неформальной занятости.

До высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации доведены показатели, определяющие подлежащую легализации численность экономически активных граждан, находящихся в трудоспособном возрасте, и формально не осуществляющих трудовую деятельность.

Минтрудом России подготовлен проект соглашения между Рострудом и высшими органами исполнительной субъектов Российской Федерации о реализации мер, направленных на снижение неформальной занятости.

Роструд 7 марта 2015 года направил письма в регионы с типовой формой Соглашения, контрольным показателем, типовой формой мониторинга результатов работы субъекта Российской Федерации по снижению неформальной занятости.

В настоящее время Соглашения подписаны с 69 субъектами Российской Федерации. Прошу остальные 18 субъектов Российской Федерации, пока не подписавших Соглашения, в кратчайшие сроки урегулировать с оперативным штабом Роструда возникшие разногласия.

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

На сегодняшний день на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации приняты все нормативные правовые акты, запланированные к принятию в рамках нового федерального закона, а это свыше 1840 актов.

Хотелось бы отметить оперативность и своевременность проведенной данной работы в Смоленской, Нижегородской, Оренбургской, Тюменской, Новосибирской, Амурской областях, Республике Северная Осетия-Алания, Еврейской автономной области.

Самой главной задачей на сегодняшний день является создание и организация новой системы социального обслуживания, полноценное, эффективное и максимально безболезненное её введение.

Важным фактором является своевременное выявление рисков, принятие предупредительных мер и моментальное устранение возникших недоработок. Следует принять действенные меры по расширению информационно-разъяснительной работы среди граждан — получателей социальных услуг, работников социального обслуживания, общественных организаций, осуществляющих деятельность в этой сфере.

Совместно с общественными организациями и экспертным сообществом необходимо обеспечить проведение оценки и мониторинг складывающейся правоприменительной практики.

Новый закон вводит понятие выявления нуждаемости в предоставлении социальных услуг. Надо организовать работу по выявлению нуждаемости, принять скоординированные и системные действия в этом направлении вместе со всеми другими региональными структурами, работающими с населением.

Предлагаю обратить особое внимание на мероприятия по строительству, реконструкции и капитальному ремонту находящихся в аварийном и ветхом состоянии зданий стационарных учреждений, предназначенных для социального обслуживания лиц, страдающих психическими расстройствами. Следует сформировать программу действенных мер в этом направлении.

Новым законом определены правовые механизмы, позволяющие привлекать негосударственный сектор к выполнению государственного заказа в сфере социального обслуживания. Сейчас из общего числа учреждений социального обслуживания, оказывающих социальные услуги пожилым гражданам и инвалидам, только 1,2% являются негосударственными. Этого недостаточно. Регионам надо принять специальные меры для привлечения бизнеса в сферу социального обслуживания, улучшения инвестиционной среды в сфере предоставления услуг социального обслуживания.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 464-ФЗ, предусматривающий создание условий, стимулирующих развитие конкуренции в сфере социального обслуживания населения. Для организаций, осуществляющих социальное обслуживание, по аналогии с медицинскими и образовательными организациями, созданы условия для благоприятного налогового режима. Законом предусмотрена возможность применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на прибыль. Определены условия, при соблюдении которых к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими социальное обслуживание граждан, применяется налоговая ставка 0 процентов.

В целях привлечения инвестиций и услуг малого и среднего предпринимательства для решения государственных задач по обеспечению доступности социальных услуг высокого качества в 2014 году внесены изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Расширена сфера применения концессионного механизма. Созданы благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в проекты, реализуемые в сфере социального обслуживания населения на концессионной основе.

Совсем скоро мы отметим 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Субъекты Российской Федерации провели активную работу по улучшению социально-экономического положения ветеранов – провели обследования условий жизни, осуществили капитальный ремонт жилых помещений более 36 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны.

Забота о ветеранах войны должна быть постоянной. Необходимо более активно внедрять современные технологии ухода и инновационные формы предоставления услуг пожилым гражданам на дому. В их числе: «тревожная кнопка», службы сиделок и патронажных сестер, «хоспис на дому», «приемная семья», школы для социальных работников и родственников по уходу за ветеранами.

В 2015 году предстоит разработать и утвердить несколько важных документов.

Прежде всего, это План мероприятий на 2015-2018 годы по реализации первого этапа Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста, Комплекс мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По итогам реализации пилотного проекта предстоит утвердить методические рекомендации по внедрению в субъектах Российской Федерации модельной программы социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей.

В 2014 году завершена большая работа по законодательному закреплению обязательств Российской Федерации по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов. Федеральным законом от 1 декабря 2014 года (№ 419-ФЗ) в 25 федеральных законов внесены изменения, определяющие условия безбарьерности во всех основных сферах жизнедеятельности инвалидов.

Одновременно установлены полномочия и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления по созданию условий безбарьерности на всех уровнях. Для того, чтобы с 1 января 2016 года сделать ощутимый шаг по практическому выполнению Конвенции в регионах должны быть утверждены порядки обеспечения условий доступности объектов и услуг для инвалидов.

Решение многих вопросов в этих сферах отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации. В связи с этим Председатель Правительства Российской Федерации обратил особое внимание на необходимость приведения законодательства субъектов Российской Федерации в соответствие с Конвенцией.

В региональных законах необходимо определить полномочия всех органов исполнительной власти по созданию инвалидам условий доступности инфраструктурных объектов и услуг в сферах здравоохранения, образования, культуры, социального обслуживания, строительства, транспорта, связи и коммунального хозяйства.

В региональных органах, также как и в федеральных министерствах, должны быть определены ответственные лица в ранге заместителей руководителей.

Необходимо утвердить региональные Планы разработки нормативных правовых актов по реализации Конвенции. Основой для этого должен быть федеральный План, который одобрен Правительством Российской Федерации и направлен в регионы. При планировании мероприятий следует исходить из решения Председателя Правительства Российской Федерации о завершении принятия законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации до 1 октября 2015 года.

Федеральным законом установлено, что все вновь вводимые в эксплуатацию объекты должны соответствовать требованиям доступности. Для реализации этого требования необходимо в кратчайшие сроки провести инвентаризацию всех соглашений и договоров, чтобы исключить впредь приемку вновь вводимых в эксплуатацию и прошедших капитальный ремонт зданий, закупаемого оборудования, транспорта и средств связи, не обеспеченных в полном объеме условиями доступности для инвалидов.

Действующие инфраструктурные объекты, средства транспорта и индивидуальной мобильности должны быть приспособлены к потребностям инвалидов в течение переходного периода. Этот период должен быть определен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в комплексе мероприятий («дорожной карте») по поэтапному повышению значений показателей доступности всех действующих объектов и услуг до уровня требований Конвенции и Федерального закона. «Дорожные карты» должны быть разработаны и приняты до 1 октября 2015 года. Рекомендации по разработке этих «дорожных карт» уже направлены Минтрудом России в регионы. Прошу в установленные сроки провести эту работу.

Федеральным законом установлена прямая обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления внести до 1 июня 2016 года изменения в административные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг, обеспечивающие их доступность для инвалидов и оказание им при этом необходимой помощи. Учитывая большой объем связанной с этим работы, считаю необходимым уже в апреле — мае текущего года утвердить конкретные перечни таких регламентов, характер вносимых в них изменений и организовать их подготовку.

Федеральный закон обязал все органы власти и местного самоуправления провести обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам оказания им услуг в доступном для них формате с учетом нарушенных функций организма. Минтрудом России в мае текущего года будут направлены в регионы методические пособия для проведения такой учебы. До 1 ноября необходимо провести учебу в соответствии с утвержденными графиками, а также внести необходимые изменения в должностные инструкции каждого работника, оказывающего услуги населению.

Федеральным законом также предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают порядки проведения специальных мероприятий, способствующих повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда. Перечень таких мероприятий определен в статье 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Однако до 2015 года эта норма носила декларативный характер и, поэтому, не выполнялась. Теперь органам государственной власти субъектов Российской Федерации дано полномочие на определение порядка проведения этих мероприятий.

В мае текущего года Минтрудом России в регионы будут разосланы методические рекомендации по определению таких порядков. Просим оперативно, не позднее сентября текущего года, принять их и обеспечить в IV квартале организационные меры по их вступлению в силу с 1 января 2016 года.

В 2015 году завершается действующая государственная программа «Доступная среда». Ситуация с формированием безбарьерной среды благодаря проведенной работе в большинстве регионов существенно улучшена. Разработана методология ее создания. Общество сейчас лучше понимает проблемы инвалидов и свою роль в оказании им помощи. Получен практический опыт в формировании инклюзивного образования, в сфере информационной доступности, вырос вклад паралимпийцев в спорте высших достижений. Улучшено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации.

Сделанное за эти годы нуждается в безусловном развитии и продолжении. С этой целью сейчас завершается разработка мероприятий данной программы до 2020 года.

В 2014 году произошли положительные изменения в работе по трудоустройству инвалидов.

Правительством Российской Федерации 22 августа 2014 г. внесены изменения в Правила предоставления и распределения в субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. Средний размер возмещения затрат за счет средств субсидии из федерального бюджета на оборудование (оснащение) для незанятого инвалида рабочего места в 2014 году увеличен с 69,3 тыс. рублей до 100,0 тыс. рублей на одно рабочее место.

Во исполнение этого постановления заключено 81 дополнительное соглашение с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к специальным рабочим местам.

В 2014 году в субъектах Российской Федерации оборудовано (оснащено) 14953 рабочих места для трудоустройства инвалидов, что составляет 105% от запланированного показателя. Из этого числа 626 рабочих мест оборудовано (оснащено) с инфраструктурой доступности.

По состоянию на 1 января 2015 года на указанные рабочие места трудоустроены 15018 инвалидов.

В 2015 году стоит задача сохранить показатели по трудоустройству инвалидов и условий, обеспечивающих доступность услуг, а также рабочих мест для данной категории граждан на достигнутом уровне, не допустить сокращения занятости инвалидов.

В рамках реализации мероприятия по социальной занятости инвалидов, которое реализуется в соответствии с дополнительными мерами по снижению напряженности на рынке труда, предусмотрено возмещение работодателям затрат на заработную плату инвалидов, с учетом страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Начиная с 2014 года, Минтрудом России осуществляется формирование реестра оборудованных (оснащенных) рабочих мест для инвалидов в разрезе субъектов Российской Федерации. Реестр позволяет оперативно анализировать количественные и качественные показатели создаваемых рабочих мест для инвалидов, выявлять причины ликвидации оборудованных (оснащенных) для инвалидов рабочих мест, причины увольнения с указанных рабочих мест инвалидов. Надо активнее использовать этот инструмент.

В 2014 году подведены итоги реализации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы).

С учетом результатов реализации программы, а также передового международного опыта разработан проект федеральной программы «Развитие государственной гражданской службы Российской Федерации (2015 – 2018 годы)». Ключевое внимание в проекте программы уделено вопросам оптимизации кадровых ресурсов в текущей экономической ситуации и привлечения квалифицированных кадров для решения задач в сфере государственного управления.

Для содействия государственным органам в более качественном подборе кадров Министерством в мае 2015 года планируется завершить работу над Справочником квалификационных требований к должностям гражданской службы.

Планируется подготовить изменения в законодательство, направленные на правовое закрепление современных кадровых технологий на гражданской службе, в том числе механизмов отбора и оценки, непрерывного профессионального развития гражданских служащих.

В рамках новых полномочий Министерства в сфере муниципальной службы будет организовано оказание методического содействия органам местного самоуправления во внедрении современных кадровых технологий и применении законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе.

В целях создания единой базы вакансий муниципальной службы предстоит обеспечить до 1 июля 2015 г. подключение органов местного самоуправления к Федеральному порталу государственной службы и управленческих кадров. Данная мера позволит реализовать принципы открытости и равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе.

В 2015 году планируется реализовать мероприятия, направленные на стимулирование бизнеса к внедрению антикоррупционных программ. Предусматривается усовершенствовать организационные основы противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации, в том числе посредством формирования координирующих комиссий при руководителях высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Планируется завершить правовое регулирование вопросов юридической защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции, а также обеспечить внедрение компьютерных программ для автоматизированного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих и работников организаций с государственным участием.

В 2014 году Минтруд России занял первое место среди федеральных министерств в рейтинге открытости. Мы намерены и дальше совершенствовать и внедрять механизмы и принципы открытости в своей работе при активном взаимодействии с Общественным советом Министерства.

Информирование общества о планах деятельности, текущих событиях и мероприятиях, достигнутых результатах является важным направлением, и мы все должны уделять этому особое внимание. Мы должны представлять информацию о нашей работе в доступном и понятном для граждан виде, расширить набор открытых данных, представленных на сайтах органов по труду, занятости и социальной защиты, усовершенствовать интерактивные возможности сайтов в соответствии с потребностями общества.

Открытость органов по труду, занятости и социальной защиты, налаженное взаимодействие с населением позволит укрепить социальную стабильность в обществе и с уверенностью продолжить осуществлять государственную политику на благо людей.

Спасибо за внимание.

--------------

Дата публикации 03.04.2015



НАШИ ПАРТНЁРЫ