Замдиректора Департамента Петр Сергеев — о проведении экспертизы качества специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда направлена на реализацию права работника на безопасный труд. Но иногда результаты процедуры заставляют сомневаться в их качестве. Контролировать этот вопрос призвана экспертиза качества специальной оценки условий труда, подробнее о которой рассказал заместитель Директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России Петр Сергеев.
Зачем нужна экспертиза качества спецоценки?
От результатов проведения специальной оценки условий труда зависит:
будут ли работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда, предоставлены гарантии и компенсации и в каком размере;
уровень социальной защищенности работников;
решение задач по улучшению условий труда, обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.
Поэтому необходимо обеспечить качество и достоверность результатов проведения специальной оценки условий труда у работодателя. Чтобы решить эту задачу, а также защитить трудовые права работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, в составе государственной экспертизы условий труда введена экспертиза качества специальной оценки условий труда (ст. 216.1 ТК РФ).
Когда ее проводят?
Экспертиза качества спецоценки условий труда носит заявительный характер. Она проводится в порядке, установленном приказом Минтруда России от 12 августа 2014 г. № 549н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда», по:
представлениям территориальных органов Роструда в связи с осуществлением контроля за соблюдением требований Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, обратившихся в Государственную инспекцию труда;
заявлениям, которые поданы в орган проведения экспертизы органами исполнительной власти, работниками, профессиональными союзами, их объединениями, иными уполномоченными работниками представительных органов, а также работодателями, их объединениями, страховщиками;
на основании определений судебных органов.
Экспертизу качества спецоценки проводят органы исполнительной власти субъектов России по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведена спецоценка.
В чем заключается экспертиза?
Экспертиза качества спецоценки заключается в анализе ее результатов на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методики проведения специальной оценки условий труда. Проверяются:
правильность и достоверность сведений о выявленных на исследуемых рабочих местах вредных (опасных) факторах производственной среды и трудового процесса;
достоверность проведенных исследований (испытаний) и измерений указанных факторов;
правильность установления итогового класса (подкласса) условий труда в отношении исследуемых в рамках экспертизы рабочих мест.
При необходимости органом государственной экспертизы условий труда организуется проведение исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды и трудового процесса на исследуемых рабочих местах.
По итогам работы составляется заключение государственной экспертизы условий труда с выводами о том, соответствуют результаты спецоценки установленным требованиям законодательства или нет. Если установлены несоответствия, в заключении указываются выявленные при проведении специальной оценки условий труда нарушения.
За чей счет проводится экспертиза?
Если экспертиза проводится на основании обращений органов исполнительной власти, определений судебных органов, а также по представлениям территориальных органов Роструда, в том числе по обращениям заявителей, то такая экспертиза проводится бесплатно.
Экспертиза качества специальной оценки условий труда является платной для заявителей – работников, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей или их объединений, являющихся страховщиками, обратившихся непосредственно в орган исполнительной власти субъекта России. Стоимость работ устанавливается органами государственной экспертизы условий труда с учетом Методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда, утвержденных приказом Минтруда России от 9 октября 2014 г. № 682н.
Как быть, если экспертиза подтвердит, что спецоценка была проведена с нарушениями?
Выявленные по результатам экспертизы нарушения и несоответствия указываются в заключении государственной экспертизы условий труда. Его подписывает руководитель уполномоченного структурного подразделения органа государственной экспертизы условий труда, после чего заключение представляется заявителю. Если заявитель не согласен с результатами экспертизы, он вправе обратиться в Минтруд России с целью рассмотрения возникших разногласий. Порядок рассмотрения указанных разногласий и состав документов для данной процедуры установлен приказом Минтруда России от 22 сентября 2014 г. № 652н.
Если экспертиза выявит нарушения порядка проведения специальной оценки условий труда, работодатель вправе потребовать компенсации затрат от организации, проводившей специальную оценку условий труда, в судебном порядке.
--------------